АВАТАР и наш «развитый» менталитет

Уже достаточно широко освещены в прессе качество спецэффектов и другие технические аспекты фильма, так блистательно явленные кинематографу этой кинолентой. Мне же представилось полезным поделиться своими впечатлениями о некоторых достойных идеях, высказанных его персонажами. Никто никогда не покидает кинозала, не проникнувшись ощущением чего-то хорошего или плохого, сознательно или бессознательно. И для некоторых кинофильмов достаточно даже немного времени, чтобы зритель приобрел тот внутренний импульс, позволяющий ему оценить реальность, которую мы проживаем, другими глазами.

Речь идет о фильме режиссера Джеймса Камерона «Аватар», самом кассовом в истории мирового кинопроката, превзошедшем даже знаменитый «Титаник». Благодаря чему же эта лента так безоговорочно покорила миллионы кинозрителей? Если просмотреть многочисленные комментарии на сайтах и в блогах , то оказывается, что фильм так хорошо принимается не только вследствие высокого качества 3D-технологий. На любом форуме встречаем предостаточное количество мнений этического характера и прямых сопоставлений с современной действительностью. И тогда, мне кажется, уместным будет задать следующий вопрос: «Каково же содержание фильма, вызвавшее это всеобщее приятие и одобрение? Что есть такого в фильме, что удовлетворило зрителей помимо его киноэстетики?».

Думаю, что для современных мужчин и женщин возможность на несколько часов удалиться из окружающей реальности, укрывшись в кинозале и попав в другой мир, который предлагает «Аватар», дает (хотя бы на короткое время) ощущение покоя, так необходимого для бытия человека XXI века с его болезненной тревогой и мучительной духовной жаждой.

В образе полковника Кваритч и его последователей легко обнаруживается непомерное стремление современного человека к техническому прогрессу, отвергающее всякую человеческую этику и любые исследовательские ограничения.

Некоторые понятия все боле проясняются в голове Джека Салли по мере его знакомства с миром народа На’ви, и прежде всего его этическое видение ситуации: безнравственность миссии землян. Экспедиция абсолютно не являет собой истинный прогресс. И даже обнаружение ценнейшего металла на Пандоре не оправдывает истребление этой части вселенной, которая функционирует, как ей должно существовать. Как бы ни противоречило это идеям ученых Земли.

Возможность созерцать мир естественный, безыскусственный (хотя бы и как кинематографический вымысел), каковым он и должен был бы быть, и каким он так чистосердечно возжелаем современным человеком, - это именно то, что не оставляет равнодушным зрителя. Весь фильм строится на контрасте между энергичной и амбициозной деятельностью людей на базе военного корпуса землян и гармонией, которая царит среди местных жителей расы На’ви. Эта гармония – именно то, что так очаровывает и покоряет кинозрителя. Она не находится в противоречии со свободой и другими ценностями, которые господствуют в этом мире. Напротив, эта гармония и есть тот особый порядок, уже прежде предустановленный Кем-То вышестоящим. Порядок, который позволяет На’ви и существовать и радоваться и возрастать духовно.

Мир, представленный в киноленте «Аватар», - это мир, созданный Кем-То свыше. Раса синекожих гуманоидов является только хранителем и исполнителем законов естественного мира. И На’ви умеют ценить этот дар и уважать его высшие цели.

Другое, что так захватывает воображение зрителей, - это согласие, которое царит среди этой расы. Их внутренний покой являются результатом гармонии, возникающей вследствие глубокого уважения к миру природы и его основам. Символично, что среди На’ви нет войн. Кажется, что им не удалось растратить свои духовные дарования на искусство вражды, просто местным жителям это не нужно. В противоположность людям, на Пандоре наслаждаются и изучают другую более высшую науку: умение любить и пользоваться природой.

Фильм является словно постоянным упреком образу мыслей современного человека: ментальности потребителя, который не умеет любить и восхищаться, а только использует и злоупотребляет всем, включая людей.

В образе Джека мы видим человека, несомненно очень обаятельного и отважного, хотя подчас и по-детски наивного. Он, как будто, иронизирует над трусостью и малодушием современного человека, который не может противостоять доминирующим чертам менталитета. Знаменательно, что Джек – инвалид, у него парализованы нижние конечности, что особенно свидетельствует об огромной силе воле персонажа и закаленной добродетели за годы его жизни.

Почувствовав всю разрушительность человеческого потенциала, зрители надеются только на победу, что и происходит и без достаточно больших жертв. Побеждают иные нормы жизни, иной нравственный закон, так слабо провозглашаемый и давно забытый нашим воспитанием. Какова бы была судьба «Аватар» без этого триумфа? Триумфа, который, в конце концов, принадлежит ни людям, ни местным жителям, а Кому-То высшему, который действует, когда и как хочет. Этот Кто-То представлен в лице Эвы, всеобщей матери и источника жизни, которая свободно струится в каждом создании.

Другая жажда, которую испытывает современник, быть может, более смягченно, - это стремление к подлинной любви. Создатели фильма уклонились бы от своей главной линии, если бы представили строго упорядоченное сообщество однополых индивидуумов. Пара Джек и Нейтири, мужчина и женщина, не вызывала бы такого подлинного сопереживания у зрителя, если бы речь шла всего лишь о паре с обычными и так широко сейчас пропагандируемыми ценностями (или вернее сказать «антиценностями). Сцены между Джеком и Нейтири не обнаруживают ничего кроме нормального и естественного поведения героев, что так непривычно для современного кино.

Мы видим не «любовь на пробу», а безграничную любовь, любовь без пределов и ограничений. Мы видим мужество нелегкого и мучительного прощения, просимого и получаемого. Любовные отношения главных героев, к счастью, ни в одном из киноэпизодов не сводятся к сексуальным удовольствиям, а подчиняются реальной программе жизни.

Постоянное упоминание о сверхъестественной наставнице, которая обнаруживает себя и заявляет о себе, дает знаки своего одобрения или порицания; и почтение к божественному, что выражается в обрядах На’ви, скрепляющих подлинную любовь (любовь Джека и Найтири); все это составляет элементы того порядка, которого мы бы так желали. В этом мире божественные натуральные постановления и законы никем не оспариваются, даже когда этому миру грозят страшные беды.

Родительские образы (это Эутукан и Мо’ат) прекрасно изображены как через природную женскую способность одобрения сватовства чужеземца к своей дочери, так и через жест сострадания и заступничества перед народом во время освобождения Джека.

«Аватар» представляет зрителю возможность существования другого мира. Мира лучшего, управляемого по другим канонам, находящимся в противоречии с теми, которые в настоящее время в своем большинстве существуют. В этом смысле кинолента может дать хороший толчок для серьезной самокритики принципов, которым мы подчиняемся под влиянием господствующего в настоящее время образа мыслей, а не под влиянием веских доводов.

Думаю, что хотя Джеймс Камерон, чтобы соответствовать модным тенденциям и добиться успеха, и прибегает к пантеистическим и индуистским идеям, это не препятствует укреплению нашего более глубокого христианского видения Бога Творца, как его отстаивает христианство. Думаю, что даже наоборот, помогает увидеть и понять уже учрежденный порядок, такой чудесный и реальный. С точно установленными законами не только в мире животных и растений, но и на уровне более высоком, в мире людей, в их душе и сознании. Также и что касается межличностных отношений в плане их естественной целостности и сексуальной взаимодополняемости. Для любого человека идти против этого установленного порядка, означит его неминуемое духовное и личностное разрушение. И это всегда неизбежно отражается в обществе.

Рейтинг@Mail.ru