Особенности музыкального воспитания в семье

Краткие тезисы

Музыкальное воспитание ребенка - это духовно-нравственное воспитание.
Когда мы соприкасаемся с возвышенным миром музыки или поэзии, мы соприкасаемся с духовным миром поэтов и музыкантов, которые, в свою очередь, впитали духовные искания и достижения своих предшественников.
Музыка, поэзия, живопись - бесконечная, неисчерпаемая возможность передачи духовных ценностей.
Вопрос в том, все ли могут воспринять эти ценности?
Для развития восприятия прекрасного, интеллектуального развития ребенка необходимо музыкальное образование.

Музыкальное образование составляло обязательное условие аристократического воспитания.
Музыкальное воспитание и образование почти синонимы, но есть разница.
Музыкальное воспитание предполагает создание соответствующей атмосферы, когда занятия музыкой становятся чем-то само собой разумеющимся, естественной потребностью. Умение создать подобную атмосферу в семье облегчит ребенку дальнейшее более глубокое постижение музыки.

Музыкальное образование предполагает систематическое обучение музыкальным дисциплинам, как под руководством педагогов, так и под контролем со стороны родителей, путем самосовершенствования.

На примере нашей семьи, оглядываясь почти на 25 лет назад, можно выделить несколько этапов семейного музыкального воспитания.

1. Внутриутробное музыкальное воздействие

  • Во время беременности регулярное слушание классической музыки.
  • У нас оформилась хорошая коллекция пластинок классической музыки.
  • Важно слушать выдающихся исполнителей. Особенно нравились в тот период органные произведения Баха в исполнении Олега Янченко. Помню до сих пор незабываемое состояние созерцательности. Музыка передавала состояние беременной женщины, погруженной в себя, в мысли о будущем ребенке. Музыка успокаивала и ребенка.
  • Кстати, у нашего первого сына абсолютный слух.
  • Из-за занятости последующие дети не имели возможности слушать музыку часто, но были другие музыкальные моменты.

2. Посещение концертов, опер, балетов во время беременности

  • Это настраивает на активное восприятие музыки, и через мать передается ребенку.
  • Желательно, чтобы слушание музыки и посещение концертов сохранялись и после рождения ребенка.

3. Постоянная игра на музыкальных инструментах и пение дома

  • Дети должны слышать, что родители поют или играют на гитаре, на фортепиано, на губной гармошке. Детей должны окружать "живые" звуки. Это важно, когда ребенок только познает мир.
  • Постепенно дети начинают подпевать или подыгрывать. У них развивается слух и мышление.

3. Музыкальные игрушки

  • Выбор игрушек ребенку очень важен. Музыкальные игрушки нравятся всем детям.
  • Родители должны заинтересованно играть с детьми в игрушки.

4. Колыбельные песни

  • Колыбельные песни и сказки положительно воздействуют на психику ребенка, развивают воображение и интеллект.

5. Доступ к настоящим музыкальным инструментам

  • Азы музыкального обучения.
  • Родители должны помогать ребенку, осваивать настоящий музыкальный инструмент. Это может быть тростниковая дудочка или губная гармошка или что-то другое.
  • Хорошо, если родители что-то играют, а ребенок помогает, к примеру, на барабане.
  • Элемент игры должен сохраняться, но такие занятия надо продолжать и осваивать что-то новое.
  • Обязательно показывать, что уже умеет ребенок, друзьям, бабушкам и дедушкам. Для ребенка важно признание и похвала.

6. С 5 лет поступление в музыкальную школу

  • Начало систематического музыкального образования.
  • Здесь необходим родительский контроль и участие в подготовке домашнего задания, постоянная помощь и поддержка.

Вы узнали основные этапы музыкального воспитания, на которые опиралась наша семья на ранних этапах развития детей. Каждый ребенок индивидуален. Дальнейшее музыкальное воспитание может складываться по-разному, но основы, заложенные до рождения ребенка, в его младенчестве, в период дошкольного возраста, дадут благодатные плоды.

Рейтинг@Mail.ru