Полигамия – это одна из религиозных свобод?

Достаточно необычное для евро-американской цивилизации дело слушается ныне в Верховном Суде канадской провинции Британская Колумбия. Группа мормонов, отделившаяся от официальной мормонской общины, настаивает, что право на многоженство – это одна из религиозных свобод, гарантируемых конституциями демократических государств. О различных аспектах возникшей проблемы размышляет священник Джон Флинн LC, в своей статье, опубликованной на сайте zenit.org. Эта статья может быть небезынтересна и для российского читателя, учитывая, что ряд российских политиков в разное время высказывались в пользу законодательного закрепления возможности многоженства.

Община так называемой «Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» из канадского города Баунтифул отстаивает в суде мнение, согласно которому право на многоженство – это одно из религиозных прав, закрепленных за всеми гражданами действующей в Канаде Хартией Прав и Свобод.
Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней, организованная в 1830 г. Джозией Смитом и больше известная под именем «мормонов», имела полигамию в качестве одного из постулатов своего вероучения, что однако вступило в противоречие с законодательством США того времени. В конце концов, после долгих дискуссий мормоны официально отказались от многоженства, с чем не согласились группы фундаменталистов, заявившие о своей решимости оставаться верными «истокам». Упомянутая выше группировка фундаменталистского толка, отделившаяся от основного течения мормонов, насчитывает около 10 тысяч человек, из которых 1 тысяча проживает в Баунтифуле.

В Британской Колумбии действует закон XIX века, запрещающий многоженство, однако власти долгое время смотрели сквозь пальцы на полигамную практику «ортодоксальных мормонов», видимо, будучи не вполне уверенными в конституционности закона. И всё же против двух мормонских старейшин из Баунтифула было в конечном счете возбуждено уголовное дело по обвинению в многоженстве, которое было прекращено по техническим причинам в 2009 г. Прежде чем подавать апелляцию, власти решили обратиться в Верховный Суд провинции с просьбой исследовать закон на предмет его соответствия Конституции. В настоящее время в суде закончились слушания сторон.

Обозреватели отмечают, что если закон в конце концов будет признан неконституционным, Канада станет «Меккой» для лиц, практикующих многоженство, и тогда следует ожидать наплыва «полигамных иммигрантов» со всего мира. Именно этот аргумент приводил на слушаниях адвокат Британской короны Крэйг Джонс, отстаивающий правомерность закона. Он также отметил тот вред, который мормоны-фундаменталисты наносят гражданскому обществу Баунтифула. Среди порождаемых их практикой проблем: браки с несовершеннолетними девушками, беременности несовершеннолетних, вытеснение на периферию молодых мужчин и юношей, на долю которых не остается невест.

Последний аргумент развила и представитель Генерального прокурора Канады Дебора Стрэхэн, отметившая, что «многоженство лишает некоторых молодых людей возможности жениться или создать семью. Поэтому существует целая группа юношей и молодых людей, которые в той или иной мере ощущают себя отторгнутыми общиной».

Ряд статей по этой тематике опубликовала в декабре и январе газета «Ванкувер Сан». В одной из них профессор экономики из университета Сан-Диего Шошана Гроссбард, оперируя цифрами, доказала, что в обществах, допускающих полигамию, мужчины-лидеры, используя рычаги своего влияния, стремятся поставить под свой контроль максимально возможное число женщин. В результате значительно увеличивается процент вступления молодых невест в брак с пожилыми людьми, что в свою очередь ведет к раннему вдовству и финансовым затруднениям. Женщины (как и дети) по сути рассматриваются здесь как имущество, которое находится в полной собственности хозяина, а потому практически всегда существует явная или скрытая «торговля невестами». «Подавляющее большинство имеющихся примеров ясно доказывает, что многоженство не является приемлемым ни с точки зрения отдельной личности, ни с точки зрения общества», – подводит итог женщина-профессор.

Со своей стороны, директор Юридически-религиозного центра университета Эмори Джон Витт-младший, констатировал, что традиции моногамии 2,5 тысячи лет, а относительно вреда многоженства существует согласие не только христианского, но также дохристианского и постхристианского общества.
Кроме того, многоженство, в том числе и браки с девочками 13-14 лет, дополняются в секте мормонов-фундаменталистов такими варварскими обычаями, как «испытание детей водой». По мнению Кэролайн Блэкмор Джессоп, покинувшей секту в 2003 г., цель подобных процедур, проводимых отцами семейств, – поселить в юных душах страх, подавить волю, привить безоговорочное послушание «авторитетам». Кэролайн Джессоп была выдана замуж за 50-летнего мужчину, став его четвертой женой, когда ей самой едва минуло 18. Она бежала из секты с восемью детьми, поскольку, по ее словам, ощущала себя бессильной защитить их от психического и физического насилия.

Члены «Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней» выступали в суде под условием анонимности (их голоса можно было услышать через аудиосвязь), а потому обозначались номерами. Так «свидетель № 2» заявила, что вполне удовлетворена своей жизнью, а никакому насилию не подвергалась. Теперь ей за 40, она делит одного и того же мужа со своей родной сестрой и на двоих у них 19 детей. Одна из ее дочерей вышла замуж в возрасте 15 лет. Женщина призналась, что семья живет на уровне прожиточного минимума, однако это объясняется еще и тем, что она добровольно оказывает материальную помощь единоверцам из США, ведущим нескончаемые судебные процессы.

«Свидетель № 4» утверждала, что она живет в «небесном браке», устроенном для нее Богом. Своего мужа она впервые увидела в возрасте 16 лет за 30 минут до начала брачной церемонии. Полгода спустя ее муж взял вторую жену – девочку 15-ти лет.

Прозвучало много других подобных показаний, исходящих от людей, которым в секте как следует «промыли мозги». Здесь необходимо добавить, что мормоны-фундаменталисты запрещают своим последователям смотреть телевизор, пользоваться интернетом, иметь контакты с людьми «из мира» без прямой необходимости. Иначе говоря, жизнь общины носит вполне замкнутый характер, что способствует воспитанию определенного мировоззрения.

И всё же находятся такие, кто покидает секту. Некоторые из этих людей тоже выступили в суде. Так, например, Трумэн Олер, сын старейшины-многоженца Джеймса Олера из Баунтифула, говорил о том, что многодетные отцы-мормоны держатся на дистанции и пренебрегают собственными детьми. «Лично я не могу понять, зачем им так много детей, если они не хотят заботиться о них», – сказал он.

В зале суда была также оглашена статистика. За период 1986 – 2009 гг. в семьях мормонов-фундаменталистов из Баунтифула родилось 833 ребенка, у которых 215 матерей и всего лишь 142 отца. 10% этих детей были рождены девушками в возрасте до 18 лет, в то время как тот же показатель по всей провинции составляет 2,7%. Если в среднем по провинции разница в возрасте между мужчинами и женщинами, состоящими в браке и имеющими общих детей, составляет 4,6 года, то в семьях мормонов-фундаменталистов – 8 лет.

Наконец выяснено, что из рожденных за указанный период детей лишь 25 сумели получить полное среднее образование (в Канаде – 12 классов).

Влиятельное в Канаде издание «Глоб энд Мэйл», комментируя собранные доказательства: торговлю невестами, высокие показатели подростковой беременности, низкие образовательные стандарты и т.д. и т.п., высказалось за сохранение в силе закона, запрещающего многоженство. «Запрет полигамии – это вполне разумное ограничение религиозной свободы. Он же призван напомнить обществу о том, что закон должен защищать слабых, обеспечивая равные права женщинам и детям».

В заключительной части своей статьи о. Джон Флинн подчеркивает, что с точки зрения католического вероучения моногамия коренится в самом порядке творения. Как разъяснил Папа Иоанн Павел II в Апостольском обращении 1981 г. «Familiaris consortio», полигамия (многоженство) несовместима с нравственным законом. Она «резко противопоставляет себя супружескому общению: ведь она прямо отрицает Божий замысел, каким он был изначально открыт нам; она противоречит равному личностному достоинству женщины и мужчины, отдающих себя друг другу в браке, в абсолютной любви, которая тем самым может быть только исключительной и единой» (FC, 19).

«Ныне в Канаде, – подводит итог автор, – значительно снизилось влияние основополагающих христианских ценностей, столь долго поддерживавших институт брака, а потому стало возможным продвигать даже такие вещи как многоженство. Остается лишь надеяться, что судебная система страны по странному совпадению не так давно легализовавшая союзы партнеров одного пола, не допустит еще одного удара по браку, разрешая своим указом эксплуатацию женщин и детей».

Перевод: Сибирская католическая газета

 

Рейтинг@Mail.ru