Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною
(Мф 16,24).

Значение аскезы

  1. Чтобы воистину последовать за Христом, необходимо вести жизнь, исполненную аскетического самоумерщвления и стоять у подножия Креста. Тот, кто избегает самопожертвования, далек от святости.
  2. Посредством аскезы мы возносимся к Господу. Не следует бояться жертвы.
  3. Иные мотивы аскетической практики.

19.1. Хотя все деяния Иисуса имеют искупительное значение, дело спасения рода человеческого обретает свою кульминацию на Кресте, к которому была устремлена вся земная жизнь Иисуса: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершиться! (Лк 12,50) – скажет Он ученикам Своим по пути в Иерусалим. Таким образом Он открывает Свое непреодолимое стремление отдать Свою жизнь нас ради и, умирая на кресте, дает нам пример, как следует с любовью принимать волю Отца. Именно на Кресте душа обретает полное единение со Христом. В этом состоит наиболее глубокое значение дел самоумерщвления и покаяния.

Чтобы быть учеником Христа, следует руководствоваться Его заповедью: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16,24). Невозможно идти за Иисусом, не принимая Креста. Слова Иисуса относятся ко всем временам, поскольку они были обращены ко всем людям. И кто не несет креста своего и идет за Мною, – говорит Он каждому из нас – не может быть Моим учеником (Лк 14,27). Необходимым условием следования за Учителем является принятие Креста: принятие страданий и трудностей, которые допущены Богом для нашего очищения, добровольное следование аскетическим практикам христианства.

«Чем было бы Евангелие, христианство без Креста, без страдания, без возможности пожертвовать страдание – вопрошал в свое время Павел VI. – Это было бы Евангелие, христианство без Искупления, без Спасения, в котором – и это мы должны тут признать со всей искренностью – мы нуждаемся абсолютным образом. Господь спас нас Крестом Своим, Своею смертью Он вернул нам надежду, право на жизнь…» (Павел VI, Выступление, 24.III.1967).

Христианство, которое не служило бы обретению жизни вечной, не имело бы никакой ценности, «поскольку мир может быть спасен только кровью Иисуса» (Св. Григорий Великий, Речь 51).

Добровольное и пассивное самоумерщвление, если мы принимаем его в единении с Господом, обретает глубочайшее значение. Их первой целью не является привести нас к совершенству, они не являются формой терпеливого перенесения неприятностей земной жизни. Они, прежде всего, обеспечивают наше участие в таинстве Искупления.

Аскеза может кому-то казаться безумием или глупостью, пережитком минувшей эпохи, который находится в вопиющем противоречии с прогрессом и культурным уровнем нашего времени. Аскеза может быть также камнем преткновения и соблазна для всех тех, кто склонен забывать о Боге. Все это, однако, не должно удивлять нас. Еще апостол Павел написал, что Крест является соблазном для иудеев и безумием для эллинов (1Кор 1,23). Как же часто сами христиане забывают, что подлинный смысл их жизни – в вечности, не хотят понять той истины, что следовать за Христом возможно только посредством постоянного самопожертвования, стоя у подножия Креста. «Если ты не будешь умерщвлять плоть, то никогда не станешь человеком молитвы» (Эскрива). а св. Тереза отмечает: «Абсурдным является мнение, что Господь допустит к близкому общению с Собой людей изнеженных и уклоняющихся от труда» (Св. Тереза Авильская, Путь к совершенству, 18,2).

Сами апостолы шли повсюду за Христом, пока Его окружали толпы народу. Тогда они любили Христа, готовы были отдать за Него жизнь. Однако никто из них не пошел с Ним на Голгофу, т.к., перед тем как они приняли Духа Святого, они были слишком слабы для этого. Есть огромное различие между следованием за Христом, когда это не требует от нас чрезвычайных усилий, и самоотождествлением с Ним посредством малых и великих самоотречений. «Он призывает Своих учеников: «…возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф 16,24), ибо Он «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр 2,21)» (Катехизис Католической Церкви, 618).

Христианин, который в своей духовной жизни систематически избегает самопожертвования, не хочет принять страдания. Тем самым оказывается в далеке и от святости, и от блаженства, источником которого является именно Крест, именно Христос – Искупитель.

19.2. Господь требует от каждого из Своих учеников, дабы тот находился вблизи своего Учителя и сопровождал Его повсюду. Поэтому мы должны сопровождать Его и на Голгофу. Нам не следует забывать Его слова:Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10,38). Задолго до Своих страданий Иисус возвестил Своим ученикам, что им должно нести крест.

В аскетическом самоумерщвлении содержится некий парадокс, тайна, которая может быть понята только в свете любви: за кажущейся смертью открывается жизнь, тот, кто в своем эгоизме пытается спасти собственную жизнь, теряет ее: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф 16,25). Чтобы принести плод, возлюбив Бога и оказывая эффективную помощь ближнему, необходима жертва. Не может быть жатвы, если не было сева. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12,24). Плодотворность духовной жизни требует, дабы мы умерли для собственного эгоистического «я», превозмогли свое корыстолюбие и эгоцентризм. «Не хотел ли ты стать пшеничным зерном, умереть посредством аскезы и принести тяжелые колосья? – Да благословит Господь твое пшеничное поле!» (Эскрива).

Мы должны избавиться от страха перед жертвой, перед добровольным аскетическим самоотречением, поскольку именно такой Крест предназначен нам Отцом, Который любит нас и хорошо знает, что именно нам нужно. Он всегда желает нам самого лучшего. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11,28?30). Скорби и болезни вблизи Иисуса не являются бременем, наоборот, они побуждают душу молиться, находить Бога в событиях повседневной жизни.

Посредством аскезы мы возносимся к Господу, без нее мы ползаем по земле. Добровольная жертва, страдание, которое мы переносим и жертвуем Богу с любовью и терпением, накрепко соединяет нас с Господом. «Как бы Сам Господь говорит: Все измученные, скорбящие, удрученные бременем ваших забот и пристрастей, разорвите их узы и прийдите ко Мне. Я дам вам силы и вы найдете покой душам вашим, тот покой, которого лишают вас ваши пристрасти» (Св. Иоанн от Креста, Путь на гору Кармель, I,7,4).

19.3. Чтобы решиться искренним сердцем прибегнуть к аскетическим практикам, необходимо прежде должным образом понять мотивы, которые придают им смысл. Для некоторых всякое значительное самоотречение является слишком трудным, поскольку они не понимают его смысла. Существует много мотивов, склоняющих христианина к практикованию аскезы. Первый из них мы уже обсудили выше: им является стремление отождествить себя с Господом, желание участвовать в деле Искупления посредством несения Креста, на котором мы приносим в жертву Отцу самих себя. Наше самоотречение имеет много общих черт со Страстями Иисуса и жертвоприношением святой Мессы и выражается во все более полном единении с волей Отца.

Аскеза является также средством возрастания в добродетелях. В диалоге, предшествующем префации, священник возносит руки к небу и восклицает: Ввысь сердца, а верные отвечают: Возносим к Господу! Мы должны непрерывно всем сердцем возноситься к Богу. Сердце христианина должно быть преисполнено любовью и упованием на Господа. Поэтому не следует по рабски привязываться к земным вещам, но напротив, постоянно очищаться. Это в свою очередь невозможно без покаяния, без постоянного самоотречения, являющегося средством «продвижения». Без самоотречения душа остается в рабстве у тысячи мелочей, способствующих анархии чувств: привязанности к земным вещам, равнодушия к духовному, ничем несдерживаемого стремления к комфорту. Аскеза освобождает нас от многих уз и делает способными любить. «Как корабль, чей груз остался на берегу, свободно колышется на волнах и быстро движется, подгоняемый попутным ветром: так и душа жертвенная, освободившись от бремени грехов и злых похотей, свободно и легко плывет к Богу» – писал блаженный Иосиф Себастиан Пельчар.

Аскеза является необходимым условием апостольства, распространения Царства Христова. «Деятельность ничего не стоит без молитвы, молитва обретает свою силу через жертву» (Эскрива). Мы бы весьма заблуждались, если бы пытались привести других людей к Богу, не утверждая наших стараний на прочном фундаменте неустанной молитвы и не подкрепляя ее добровольным самоотречением. Поэтому часто говорится, что духовная жизнь, которая выражает себя главным образом в молитве и самоотречении, является душой всякого апостольства.

Наконец не будем забывать, что аскеза служит также удовлетворением за наши прошлые падения, большие и малые. Поэтому в молитве мы должны просить Господа, чтобы Он помог нам исправить нашу прошлую жизнь: Emendationem vitae, spatium verae paenitentiae… tribuat nobis omnipotens et misericors Dominus. Да подаст нам всемогущий и милосердный Господь исправление жизни нашей и время на истинное покаяние. Таким образом, благодаря аскезе, даже давние падения становятся источником новой жизни. «В глубине рва, вырытого смирением, да будут похоронены орудием раскаяния твоя небрежность, твои провинности и грехи. – Таким именно образом садовник закапывает под деревом сгнившие плоды, сухие ветви и опавшие с этого дерева листья! Таким образом то, что не имело никакой ценности или даже было вредоносным, стало источником нового плодородия. Научи нас черпать силы даже из наших падений, из смерти – жизнь» (Эскрива).

Будем просить Господа, чтобы Он вдохновил нас самым лучшим образом распорядиться нашей жизнью, начиная с текущего момента: «Когда ты вспомнишь свою прошлую жизнь, жизнь без боли и восторгов, задумайся, сколько времени ты потерял и как можешь возместить это сегодня посредством покаяния и большего самоотречения» (Эскрива). а если это покажется трудным, вспомни одну из тех истин, которые постоянно побуждают нас к раскаянию за совершенные грехи и великодушному самоотречению. «Каковы «побудительные мотивы» раскаяния? Удовлетворение, возмещение ущерба, прошения, благодарения, средство для духовного развития… Покаяние за себя, за меня, за иных людей, за твою семью, за твою страну, за Церковь… И тысячи иных мотивов».

Рейтинг@Mail.ru