Трудные вопросы.
Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?

Вопрос:

«Вот уже несколько лет как наш приход посещает одна разведенная женщина, живущая с разведенным же мужчиной. Это замечательная женщина, по ее словам, она пережила развод очень тяжело – муж бросил ее вскоре после свадьбы. Она одна растила ребенка, родившегося от мужа. Наш старый настоятель отнесся к ней с пониманием, он давал ей отпущение грехов и позволял подходить к Причастию. Сейчас у нас новый настоятель, и эта прихожанка боится, что он не будет ее исповедовать. Однако она не хочет отказываться от Причастия. Конечно, это не мое дело, но она иногда об этом заговаривает, а я считаю, что и прежний настоятель не должен был ее причащать. Но, с другой стороны, не хочется обижать замечательного человека, любимого всеми нашими прихожанами. Хотелось бы узнать, существуют ли какие-то исключения, когда разведенные и повторно вступившие в брак могут причащаться, например, на венчание или крещение их детей. И еще: является ли само участие в Святой Мессе уже духовным причащением?»

Ответ: 

Практика Католической Церкви, основанная на Священном Писании, такова: к евхаристическому Причастию не допускаются разведенные люди, вступившие в новый брак. Это правило закреплено в апостольском увещании Иоанна Павла 2 «Familiaris consortio». Оно не является только дисциплинарным, но отражает объективную ситуацию, в которой невозможно приобщение Святых Тайн. Иными словами, не Церковь исключает из Причастия этих верующих, а они сами. Они не могут приступать к Причастию, поскольку их статус и жизеннная ситуация объективно противоречит тому единству любви между Христом и Церковью, которое обозначает и актуализирует Евхаристия (читаем об этом в том же «Familiaris consortio», 84 параграф). Евхаристия укрепляет супружескую любовь и взаимную жертву супругов, так же, как Христос пожертвовал своей жизнью за Церковь. В том случае, когда один из расставшихся супругов соединяет свою жизнь с другим человеком, в то время как он связан церковным Таинством брака со своим супругом, он объективно противоречит этому смыслу Евхаристии. Кроме того, причащение разведенных, вступивших в новый брак, противоречит учительству Церкви о нерасторжимости брака.

Об этом еще раз упоминается в Послании Конгрегации вероучения от 14 сентября 1994 года: «Верный, который постоянно сожительствует more uxorio (то есть как муж и жена) с лицом, не являющимся законным мужем или законной женой, не может приступать к Евхаристическому Причастию. В тех же случаях, когда он считает это допустимым, пастыри и исповедники, учитывая важность предмета и духовные потребности человека, а также общего блага Церкви, строго обязаны предупредить их о том, что подобное суждение находится в явном контрасте с учением Церкви. Они обязаны также напоминать об этом учении в наставлении всей вверенной им паствы».

Если же разведенные расстаются с новым супругом или живут с ним как брат и сестра, то они могут быть допущены к Таинствам.

Для того, чтобы разведенные люди, вступившие во второй брак, смогли приступать к Таинству Покаяния, которое открывает путь к Причастию, они должны быть самым серьезным образом готовы изменить свою жизненную ситуацию, чтобы она не была в контрасте с нерасторжимостью брака. Это означает, что они должны раскаяться в совершенном – то есть в заключении нового брака при наличии нерасторжимого брака с прежним супругом (ведь развод, о котором мы говорим, может существовать только на гражданском уровне, таким образом, перед Богом и Церковью человек в любом случае остается связан брачными узами, даже если развелся в ЗАГСе). Чтобы получить отпущение грехов и возможность принимать Причастие, разведенные, вступившие в новый брак, должны раскаяться в нарушении брачной верности и расстаться с тем, кто не является супругом перед Богом. Если по серьезным причинам это невозможно – например, ввиду воспитания общих детей, -- то сожительствующие могут жить совместно, но в полном воздержании, о чем и говорится в апостольском увещании Familiaris consortio. С помощью благодати, на которую должен уповать каждый верующий, и посредством их личных усилий отношения между сожительствующими должны преобразиться в отношения дружбы, взаимного уважения и взаимной помощи.

Таким образом, разведенные, вступившие в новый брак, которые искренне раскаялись и расстались, или же живут как брат и сестра, могут получить отпущение грехов и причащаться.

К этому Послание Конгрегации вероучения однако добавляет, что при таком решении следует избегать соблазна для других верующих. Ведь им-то неизвестно, что сожительствующая пара приняла решение прекратить незаконное сожительство. Поэтому настоятель прихода может причащать их в частном порядке, или же они будут причащаться не в своем приходе, а в другом, где их не знают.

Цитируемое нами Послание Конгрегации вероучения напоминает также, что вопрос участия в церковной жизни не может сводиться лишь к вопросу о допустимости Причастия, как часто его ставят разведенные. Во-первых, разведенные, вступившие в новый брак, призываются к духовному причащению. И участие в Святой Мессе уже является духовным причащением.

Автор вопроса спрашивает также, могут ли они в исключительных случаях принимать Причастие, например, в день Крещения и Венчания детей. Ответ однозначен: нет. И даже если они живут как брат и сестра, в описанной в вопросе ситуации, – когда эту прихожанку знает весь приход, - причащение также не будет допустимым, так как оно бы привело к соблазну для других прихожан. Ведь они могут подумать, что сожительствующим возможно иногда причащаться. А Венчание и Крещение – как раз события, когда вокруг прихожанина собирается вся община.

Источник: www.radiovaticana.org

Рейтинг@Mail.ru