Актуально ли Святое Семейство?

Принадлежность к христианству не гарантирует нам спокойной и сытой жизни. А, кажется, даже наоборот, подтверждением тому служат истории жизни Святых и мучеников. Иногда кажется, что всех верующих должны обязательно ждать Иовы испытания. Однажды Св. Тереза Авильская даже пожурила Христа за то, что Он послал ей слишком много страданий. Господь ответил ей, что так поступает только со своими друзьями. «Не удивительно, что у Вас их так мало», — ответила Христу испанская Святая. 
Вот и жизнь Св. Иосифа не превратилась в утопически уютную картинку, после того, как он принял волю Божью, женился на Деве Марии. Отрывок из евангельского чтения, который Церковь предлагает нам в следующее воскресенье, в праздник Святого Семейства, рассказывает о бесконечных путешествиях Иосифа, Марии и младенца Иисуса. Настоящий роман on the road, то есть странствий с маршрутом Израиль – Египет – Израиль – Галилея.

Вот так вкратце описывает евангелист Матфей первые месяцы совместной жизни Святого Семейства:

«13 Когда же они(волхвы) отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. 19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». (Мф.2,13-15;19-23 )

Пусть каждый мужчина поставит себя на место бедного плотника, которого Божественное Проведение сорвало с насиженного места и как следует помотало по миру, наложив на него, к тому же, ответственность за женщину и ее новорожденного ребенка. А каждая женщина пусть представит себя на месте молодой мамы, которой, с младенцем на руках, без памперсов, без горячей воды и гарантированной еды, приходится спасаться бегством и странствовать по свету. Назовем это Евангелие парадигмой трудностей, с которыми может столкнуться каждая семья. И у каждой семьи, христианской или не христианской, есть своя история испытаний. Мы могли пережить эти испытания в детстве, в семье наших родителей, или, наоборот, их больше выпало на нашу долю, когда мы сами создали семью.

Испытания в жизни Иисуса, несмотря на то, что он Бог, Сын Божий и одно из лиц Пресвятой Троицы, начинаются с момента Его рождения. Он появляется в семье, на участь которой выпадает ряд лишений, трудностей. На долю Иосифа, активного участника всей этой истории, приходится ответственность за безопасность семьи. Царь Ирод, боясь предсказанной ему смерти от новорожденного, отдает приказ умертвить всех младенцев в стране. Поэтому семья должна срочно покинуть страну и отправляется в Египет. Какое-то время живет заграницей и, как только Ирод умирает, возвращается обратно домой, и т.д. Что мы хотели бы сказать всем этим? В семейных отношениях мы все отталкиваемся от каких-либо параметров, опираемся на какую-либо безусловную истину. Св. Иосиф, выполняя свои обязанности главы семейства, подчиняется словам ангела господня, который является ему во сне. Ангел говорит ему серьезные вещи, передает ему важные наставления: Иосиф должен покинуть дом и направиться в чужие страны, должен будет преодолеть немало трудностей. И именно ангел укажет Иосифу, когда тот сможет вернуться обратно. И точно также, получив предупреждение во время сна, Иосиф уезжает в Галилею и селиться в городочке Назарете, чтобы сбылось «реченное через пророков». То есть, главное, что должен делать Иосиф – это оставаться верным, придерживаться Божьего плана. Он должен выполнить предреченное пророками.

Каждый из нас перед лицом жизненных трудностей и испытаний, при необходимости принять какое-либо решение, рискует поддаться искушению и следовать только здравому смыслу, согласно возможностям и ориентируясь на пользу. На примере Св. Иосифа для нас открывается новый способ жизни и решения проблем. Благодаря пришествию Иисуса в наш мир, благодаря вере Девы Марии и Св. Иосифа, появляется новый вид семьи, которая живет согласно воле Божьей. Такая семья воплощает в жизнь древние пророчества, способствует тому, что Бог входит в нашу жизнь, в историю человечества. То есть становится дверью, через которую Бог входит в мир. На каждого из нас у Бога есть Свой план, цель которого – наше счастье и счастье всей людей. И этот план должен быть претворен в жизнь. Младенец нуждается в защите. И задача Иосифа – защитить этого бесценного ребенка. И перед каждым из нас поставлена задача защищать Иисуса внутри нас, защищать присутствие Бога в наших семьях, подчиняясь проекту Бога на нашу жизнь, Его воле. Нам часто кажется, что мы можем прожить всю нашу жизнь на авось. Но однажды мы раскрываем для себя, что, вставая на путь, указанный Богом, случайности исчезают. Бог начинает посылать нам «ангелов», указывающих верный путь. С Иосифом ангелы говорили во сне, а для нас такими ангелами становятся те люди, которые помогают нам выбраться на правильный путь, когда мы с него сбиваемся. Ангел – это не некое бесплотное существо, а, скорее, профессия. По-гречески слово «ἄγγελος» обозначает «вестник», «посланец». Встретить подобных людей в нашей жизни – это настоящий дар. Будучи христианами, мы всегда ссылаемся на кого-то вышестоящего, подчиняемся или находимся в послушании у кого-то: у духовного наставника, настоятеля монастыря, катехизаторов, епископа и т.д. Если мы не слушаем наших «ангелов», если нам не на кого ориентироваться в нашей жизни, то, как правило, мы передвигаемся наобум.

И тогда нас некому защитить от Ирода. Кем является этот Ирод в нашей жизни? Кстати, и сам Иосиф не знал, что от Ирода ему грозила опасность. О ней ему сообщает ангел. Существуют некоторые опасности, о которых нас оповещают наши «ангелы», люди старше нас по вере и мудрее нас по жизни. А по отношению к миру, все христиане призваны быть ангелами, предупреждающими о возможных опасностях, кроющихся в некоторых решениях, принимаемых за радикальные и освободительные, такие как, например, легализация эвтаназии, или поверхностное отношение к аборту, к разводу, к однополым бракам. Живя по закону Божьему, мы тоже, даже не замечая, становимся ангелами для нашего поколения через наши поступки, жизненные выборы, слова. Все мы, христиане, призваны научить мир, как защищать жизнь, то есть этого младенца Иисуса, иногда даже от самого мира, от царств мира сего. 

Любой семье приходится вести нелегкую борьбу, потому что ее истинные интересы, то есть защита жизни, не совпадают с интересами Ирода. У Ирода, у мира есть свои интересы, перед ним стоят свои задачи, как правило, экономические. Интересы, связанные с властью и очень редко защищающие жизнь. Первоочередная задача любой семьи – это жизнь и ее защита. Ирод управляет, командует людьми, лишая семью ее первоочередной задачи. Сколько детей не родилось из-за боязни нехватки денег! Сколько ссор происходит в семье, выясняя, кто в ней главный! Сколько братьев и сестер переругались из-за раздела наследства! Сколько детей проводят большую часть жизни с нянечками, из-за того, что их родители либо влюблены в собственную работу, либо боятся увольнения, либо стремятся наполнить жизнь дорогими безделушками!

Св. Иосиф призван защищать слабую, только что появившуюся на свет жизнь. И все мы призваны к тому же, к защите наших отношений с жизнью от Ирода. Это миссия каждой семьи. А христиане являются ангелами для этого мира. Они призваны указывать на параметры, образ мысли, на возможность выбора, которые идут в разрез с интересами Ирода, указывают на способы избегать тирана. Не надо бояться Ирода. Нужно бояться того, что мы можем не услышать наставлений ангелов. Наша проблема – не Ирод, а наша боязнь или неспособность претворять в жизнь пророчества и обещания Бога.

В первый день после Рождества Церковь напоминает нам, что мы призваны, каждый в своей семье, выполнять нашу миссию отца, матери, мужа, жены, брата или сестры, следуя проекту Бога на семью, а не согласно мирскому мировоззрению.

Источник: www.oecumene.radiovaticana.org

Рейтинг@Mail.ru