Семья – сердце новой евангелизации

Автор: о. Даниэль Сератто

К сожалению, новости, которые ежедневно доходят до наших семейных очагов не всегда бывают обнадёживающими. Мы хотим лучшего общества, более человечного мира… но каким путём можно осуществить эти желания? Всех нас, в большей или меньшей степени, беспокоит будущее мира, нашей страны… конкретно, наша будущая жизнь, будущее наших детей, нашего общества. От кого зависит это будущее? В чём состоит и как строится это будущее? Почему говорят, что будущее человечества зависит от материального, нравственного и духовного благополучия семьи?

Каждая христианская семья знает, что Бог – это Отец, Который заботится о будущем своих детей, но знает и то, что Бог требует от каждой семьи участия в этом. Мир не находит путей решения самых неотложных проблем, потому что он забыл то, что Бог открыл человеку и перестал слушать голос Церкви. То, что Бог открыл человеку, должно быть возвещено. Эта Весть – Жизнь и спасение человека. Это глубокая убеждённость, которая движет Церковью и, следовательно, должна побуждать каждого её члена к участию в проповедовании Христа. Эта задача называется евангелизацией, и Церковь воспринимает её как благодать и своё призвание (см. Апостольское послание Christifideles laici, 33).

Чтобы хорошо понять необходимость и важность евангелизации семьи и евангелизации в семьях, предлагаю вспомнить некоторые основные истины человеческой жизни и замысла Бога о человечестве, истины, которые, будучи усвоенными и реализованными в жизни семьи, несомненно, приведут к формированию прочных семей, которые сумеют передать всё евангельское богатство другим семьям и всему обществу.

Напротив, пренебрежение делом евангелизации, вопреки желанию Бога, приведёт ко всё более враждебному отношению мира к человеческим и христианским ценностям, к более эгоистичному обществу, отказавшемуся от нравственных и духовных благ, которых удостоен человек. В этом смысле, неевангелизированная семья – это семья, которая слабо реализует в своей жизни веру и, следовательно, уязвима для современных энергичных нападок на евангельский дух и основные гуманистические ценности. Семья, которая не евангелизирует, это, на самом деле, семья, которая не была евангелизирована и, следовательно, ввиду сложившейся современной ситуации, для неё нет никакой надежды на лучшее будущее; мы не можем основывать наши надежды на такой семье.

Сегодня мы живём в культуре, которую многие называют «культурой поверхностного восприятия жизни», скольжения по поверхности, и её влияния не избежали и христиане. Мы нередко только поверхностно слышим, читаем и понимаем то, что открыл нам Сам Бог в Священном Писании. То же самое происходит с нами, когда мы читаем Катехизис и другие тексты Учения Церкви. Вот почему следует напоминать и призывать к более глубокому размышлению об установках, побуждающих к делу евангелизации семьи, именуемых истинами, которые могут побудить нашу волю к серьёзному и действенному решению.

Почему евангелизация семьи – это благо для неё?

Потому что это необходимо, и это- замысел Творца о человеке и создателе семьи. В первом пункте Катехизиса Католической Церкви замечательно выражена суть замысла Бога о сотворении человека:

«Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, Промыслом чистой доброты Своей и свободной Своей волей создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Именно поэтому в любое время и в любом месте Он близок к человеку. Он взывает к человеку, помогает ему искать Его, узнавать Его и любить

Его всеми силами своими. Он призывает всех людей, рассеянных грехом, в единство Своей семьи — Церкви. Для этого послал Он Сына Своего как Искупителя и Спасителя, когда исполнилась полнота времен. В Нем и через Него Бог усыновляет людей в Духе Святом, а значит, — делает их наследниками Его благой жизни».

Вечное спасение обещано всем, достижение его — конечная цель каждого человека, и, следовательно, каждой семьи. Никто не должен был бы заключать христианский брак, не будучи убеждён в этой истине, отвечающей на вопрос о смысле человеческой жизни, убеждён в том, что именно на неё, эту истину, опирается совокупность уважения, любви, и безусловного посвящения себя супругу и детям, поскольку лишь таким образом следует понимать то, что, если мужчина и женщина вступают в брак, они делают это для взаимного спасения. Брак – это средство, благодаря которому они осуществляют призвание каждого человека к любви. Каждый человек полностью реализует себя только в любви.

Почему христианская семья по своей природе является евангелизирующей общиной?

В процессе творения Бог задумал семью как образ мира. Подобно тому, как архитектор держит в уме свой проект и художник вначале делает наброски будущей картины, Бог наметил образ семьи, когда создавал мир. Он создал мир как дом и семейный очаг людей, общество как общину семей, в которой учатся быть братьями и сёстрами, родителями и друзьями, а Церковь – Его конечное творение и окончательное призвание каждого человека — как тайну общины.

Другая глубокая истина изложена в 27 пункте Катехизиса:

«Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога; Бог не перестает привлекать к Себе человека, и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он беспрестанно ищет.

“Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом. Бог приглашает человека к диалогу уже с самого начала человеческого существования. Ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви, и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдает себя своему Творцу”»

Апостольское послание “Familiaris Consortio” как основной документ Учительства Церкви о браке и семье предлагает узнать и углубить связь между Церковью и семьёй, узы, сотворённые Самим Богом.

Семья входит в тайну Церкви, которая является матерью, поскольку рождает её посредством крещения каждого члена семьи, учит посредством Слова Божия, питает и укрепляет Таинствами. Именно Церковь способна воодушевлять и вести христианскую семью в служении любви, потому что она являет обществу саму любовь дарования Себя и Жертвоприношения Господа ради человечества. Семья призвана к тому, чтобы быть живым образом Любви Христовой.

Понимать, что есть Церковь, кроме всего прочего, любить её, главным образом, как Невесту Христову и институт, представляющий собой нечто большее, чем просто человеческую организацию, оказывающий влияние на человека, позволяющий каждому члену семьи принимать активное участие в инициативах прихода. Приход, в свою очередь, должен преобразоваться в общину семей, которая принимает всех без различия, а, особенно, тех, кто по причине различных жизненных обстоятельств не имеет семьи.

Какие права и возможности есть у христианских супругов для евангелизации?

Церковь настаивает на том, что семья как «домашняя Церковь» получила от Бога обязанность и миссию евангелизации:

«… христианские супруги и родители, в силу Таинства, “в своем жизненном положении и чине…имеют собственный дар в Народе Божием”, а потому не только обретают любовь Христову, становясь сообществом “спасенным”, но призваны также к “передаче” братьям той же любви Христа, становясь, таким образом, “спасающим” сообществом. Так христианская семья, будучи плодом и знамением сверхъестественной плодовитости Церкви, становится символом и участницей также и ее материнства». (Апостолькое обращение Familiaris Consortio, 49).

Благоприятствует ли евангелизации семьи современный менталитет?

Общество, в котором мы живём, с его сильным влиянием на сознание людей, представляется всё более подталкивающим нас к приватности, к обособленности, к тому, чтобы мы жили своей собственной жизнью, не заботясь об остальных… одним словом, к тому, чтобы мы становились всё более эгоистичными и всё менее общительными… как люди, как супружество, как семья… как если бы мы пришли в наш мир, чтобы заботиться только о себе и беспокоиться только о своих проблемах. Это общее для всех поведение, которое наблюдается во всех областях жизни от экономики до религии и которое направлено против человека. Всё это в совокупности наносит вред семьям, приводя к потере евангельского смысла их жизни, это образ жизни, входящий в противоречие со словами Иисуса: «…блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35).

«Еще раз вникнем в слова Павла VI: “Семья, подобно Церкви, должна быть тем пространством, где осуществляется передача Евангелия и откуда Евангелие распространяется. Следовательно, в лоне семьи, осознающей эту миссию, все ее члены — вестники Евангелия, и в то же время сами являются объектом евангелизации. Родители не только передают Евангелие детям, но могут получить от них то же самое Евангелие, глубочайшим образом пережитое. Подобная семья становится евангелизатором многих других семей и той среды, в которой она обитает ”» (Апостольское обращение Familiaris Consortio, 52).

Почему необходимо евангелизировать семьи, и необходимо, чтобы каждая семья стала общиной евангелизации?

Потому, что только такая жизненная установка может гарантировать обществу и стране стабильность и надежду на будущее. А также потому, что концепция и принципы христианства лежат в основе высокого гуманизма.

Кардинал Эннио Антонелли, председатель Папского Совета семьи уведомил нас о мировой ситуации с семьёй и о неотложности евангелизации: «Во многих сферах нашего общества питают большое недоверие к семье… имеет место тенденция сводить её к сфере чувств, совместно с которыми она приравнивается к другим частным формам дружбы без всякой общественной значимости, какими являются отношения между людьми одного пола. Вместо того, чтобы видеть в семье основную ячейку общества, на неё смотрят как на препятствие общественному прогрессу».

Идеологические течения и новые культурные тенденции, оказывающие влияние на наши семейные очаги через кино, телевидение, пропаганду в прессе, мало по малу овладевают разумом подростков, молодых людей, родителей, учителей и даже людей, которые должны быть проводниками концепции жизни, основанной на христианских ценностях. Таким образом, даже с философской точки зрения, Церковь обличает, подвергает рассмотрению и обдумыванию все эти влияния, которые, как кажется, не встречают никакого противодействия в лоне семей, даже семей христианских.

Кардинал Антонелли на встрече с семьями говорил об этих культурных тенденциях как о корне разрушения семей: «нравственный релятивизм, препятствующий открытию объективного блага, чтобы гнать его; анархический субъективизм, который признаёт ценность выбора как такового, но не выбора истинного блага, и с этой точки зрения, например, выбор половой ориентации рассматривается как вполне законный, или эвтаназия — просто как факт некоего выбора; эгоцентризм и гедонизм в поисках самореализации, следуя принципу удовольствия и всесилия желания; утилитаризм, с его стремлением извлечь материальную пользу из секса и отношений между людьми; консумизм, который наводит на мысль, что мы живём в той мере, в какой потребляем, в той мере, в какой испытываем эмоции и чувства, немедленно удовлетворяемые, так что брак превращается в отношения, основанные на самоудовлетворении, так называемый «пробный брак», в котором я живу до тех пор, «пока получаю удовлетворение»; индивидуализм, который ставит в зависимость от индивида, игнорирующего нужды семьи, организацию труда, общества, экономики. Таким образом, на семью смотрят только как на сосуществование под одной крышей индивидов, которых связывает общность (совпадение) интересов и отношения, зависящие от личных эмоций. Итак, речь идёт о различных моделях семьи, и под определение семьи попадают реальности, которые вовсе не являются семьями».

И далее Кардинал даёт развёрнутую характеристику тяжёлого кризиса, вызванного вышеназванными причинами:

  • Кризис супружеской пары проявляется в больших количествах разводов, неполных семей (матерей и отцов-одиночек), восстановленных (компенсаторных) семей и фактических сожительств (de facto), которые чреваты большими психологическими, социальными, юридическими и экономическими издержками, немалыми переживаниями, часто не принимаемыми во внимание, нередко лишённые возможности общения, прежде всего, с детьми.
  • Кризис рождаемости особенно чувствуется в регионах развитого мира, где количество рождений значительно ниже того, которое необходимо для естественного воспроизводства населения, что приводит к тяжёлым последствиям, причём не только экономическим…
  • Наконец, кризис образования, который проявляется в том, как трудно дать образование новым поколениям, в тоске, чувстве одиночества, в склонности к насилию, в самоубийствах, в росте преступности и распространённости пороков среди молодёжи по причине отсутствия надёжных ориентиров для формирования личности, отсутствия родителей и общепринятой жизненной позиции, релятивизма.

Как следует евангелизировать семью? И какой должна быть первостепенная и главная евангелизация христианских супругов?

Та семья, которая искренне воспринимает Христа как центр своей жизни; она не может не желать поделиться этой радостью и богатствами, которые Бог дарует ей каждый день, в этом смысле, действительно евангелизированная семья чувствует необходимость стать евангелизатором. Такая семья заботится о спасении других семей. То есть разделяет заботу Христа о всеобщем спасении.

Один великий проповедник нашего времени обращается к родителям: «Вы, супруги, получили привилегию стать соработниками Творца, производя на свет создания, которых вы с нежностью называете «детьми». Благодаря вашему взаимному отданию себя в любви, они получают от вас самый главный дар, нельзя представить себе дара важнее этого: их собственное существование. Они поистине плоть от вашей плоти; они существуют сегодня, потому что вы произвели их на свет; вы соединены с ними живыми и глубочайшими узами. Отсюда возникает естественное желание продолжать давать им самое лучшее: семейный очаг, питание, хорошее интеллектуальное развитие, свою нежность и свою заботу… И в числе этих даров, которые вы предлагаете им, есть один, совершенно особый, особенно прекрасный: вы через крещение сделали их детьми Божьими! Если вы действительно любите плоды чрева своего, вам не может быть всё-равно: развиваются ли и приносят ли плоды вера и божественная жизнь, вселённая в них крещением, или, наоборот, слабеют и умирают».

Может быть, в наших семьях не достаёт осознания той реальной перемены, которую производит в них крещение, делая их поистине детьми Божьими. Это отождествление означает, что к ним относится наказ Христа, обращённый абсолютно ко всем христианам: «… идите по

всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16,15; см. Мф. 28, 16-20). Естественно, благодаря этим живым и глубоким узам, родители являются посланниками Христа, призванными в первую очередь, день за днём, конкретным образом передавать веру своим детям. Супружество обязывает их быть «апостолами своих детей».

Естественно, понимают это только те, кто действительно осознаёт и правильно оценивает, что означают вера и благодать Божья в сердце человека. Существуют реальности, невидимые для нас, отсутствие которых мы не ощущаем физически, в отличие от отсутствия пищи или пальто в холодный зимний день. Необходимо, чтобы родители осознавали, чем являются дары, которые ценнее во много раз, бесконечно важнее, чем стены семейного очага, питание, хорошее образование и интеллектуальное развитие или богатое наследство. Эта вера, рождающая надежду и приносящая плоды в любви, — свет, который придаст глубокий смысл жизни их детей в моменты радости и печали, даже в самые трудные моменты их жизни, когда никакая человеческая поддержка не поможет им найти ответы на печальные вопросы: «Почему?» и «Зачем?»

Как научить ценить и осознавать дар веры и значение благодати в душе?

Папа Иоанн Павел II постоянно повторял: «молясь вместе с вашими детьми, размышляя о Слове Божьем, участвуя вместе в Евхаристии и в других Таинствах, вы становитесь родителями в полном смысле этого слова: вы смогли дать им не только жизнь во плоти, но и вечную жизнь во Христе».

Передавать веру означает не только передать целый ряд абстрактных понятий, но научить жить в соответствии с мудростью Евангелия. Для этого необходимо личное общение с Богом, с Иисусом, с Марией. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), это обещание Иисуса чудесным образом исполняется, если все члены семьи соединяются в молитве. И ещё, совместная молитва в самые трудные моменты, в моменты напряженности отношений, как правило, бывает очень эффективной, она смягчает сердце, делает человека открытым к прощению, способным понять другого, помогает найти способ помочь и поддержать, даёт силы преодолеть в себе чувство обиды или огорчения…

Как могут родители евангелизировать своих детей?

Без сомнения, молитва – это путь к прочной сакраментальной жизни. В памяти детей навсегда запечатлеваются воспоминания о воскресных Мессах в кругу родителей, братьев и сестёр, когда они в молчании подходят к священнику для получения св. Причастия.

Получение какого-нибудь Таинства со стороны любого члена семьи – это ни с чем не сравнимый повод для катехизации. К сожалению, очень часто таким исполненным религиозного смысла событиям, как крещение младенца, первое Причастие или миропомазание, бракосочетание сына или дочери, придаётся только чисто социальное измерение. Однако достаточно немного постараться, чтобы использовать эти моменты для возрастания в вере всей семьи. Разумеется, в том случае, если тот, кто принимает Таинство, очень хорошо к нему подготовился: кроме того, помочь в оценке уровня его религиозной подготовки, помимо подготовки, которая проводится в приходе, например, можно подарить какую-нибудь книгу на эту тему… Но для такого случая вся семья должна подготовиться в религиозном отношении, создав в доме атмосферу праздника, непрестанно молясь о том, кто собирается приступить к Причастию или вступить в брак. Если возможно, следует встретиться в приходе со священником, чтобы побеседовать и поразмышлять о смысле таинства. И очень полезно будет, если все приступят к таинству исповеди.

Необходимо совмещать практику молитвы и Таинств с непрестанными беседами о вере и христианском учении. При этом родители должны использовать самые разные обстоятельства: можно повторять с детьми то, что они узнали на уроке катехизиса, надо терпеливо отвечать на их вопросы, закреплять основные истины каким-нибудь примером или простым пересказом…

Семейная евангелизация или катехизация не означает превращения семейного очага в школу. Христианская семья – это место, где рождаются, растут… по-христиански; т.е., естественным образом переживают какие-то конкретные и реальные события человеческой жизни в свете веры, для возрастания в вере. В воскресной школе или приходе нам объясняли, что ребёнок, который у нас родился, — творение Божие, дома мы усваивали эту истину, когда у нас рождался братик или сестричка, и мы шли с родителями в храм, чтобы принести благодарность за это Богу; в воскресной школе нам говорили, что христианин должен всех любить и помогать тем, кто нуждается больше нас, дома мы помогали бедным, которые стучались в наши двери, делясь монетками, которые давала нам мама; на катехизации с нами говорили о смысле страдания, соединённого со Страстями Господа, дома мы видели, как плакали наши родители, когда умирала бабушка, а также, какими они бывали спокойными, осушая наши слёзы и шепча нам слова утешения: «давай, принесём это в жертву Иисусу, Который страдал и умер за нас на Кресте».

Нет ничего эффективнее этой «домашней катехизации» с её непосредственностью и доверительностью, в окружении близких людей: это молитва перед едой как что-то само собой разумеющееся, естественное; выражение искренней благодарности Богу за хорошее известие: «Скажем «спасибо» за это Богу»; указание на то, что ребёнок был неправ, сказанное ласковым тоном: «Нет, сынок, надо уметь прощать от всего сердца, как Иисус на Кресте»… Это непосредственное воспитание в вере, не требующее специальных текстов и званий; такая катехизация плодотворна, как тихий дождик, который падает на землю, постепенно пропитывая её благодетельной влагой без ведома земледельца.

Евангелизировать означает также помогать детям поверить в Бога. Ведь вера в Бога рождается из веры в тех, кто ведёт к Нему. Сама вера Церкви основана на свидетельстве тех, кто жил с Иисусом и видел Его воскресшим после смерти на Голгофе. Учтя всё это, хорошо понимаешь огромную важность передачи веры в семье. Для ребёнка папа – это надёжная опора и защита, скала, на которую можно опереться, «всеведущий и всемогущий», мама – это привычное убежище, которому можно доверять, где можно укрыться в моменты растерянности. Ничто не может так поддержать веру в Бога, как беседы родителей о Небе, ничто не может так поддержать любовь к Пресвятой Деве Марии, как обращённые к Ней просьбы родителей о Её материнском заступничестве.

Если евангелизация значит помогать жить по Евангелию, с другой стороны, очень важно чтобы дети научились от вас истинному смыслу жизни, тому, что жизнь — это не бессмысленная трата времени в ожидании сна, который наступит в последний час, но паломничество к очень конкретной и нежданно прекрасной цели, исполненное любви и надежды: к вечной жизни в любви Божией вместе со всеми, кто к ней пришёл; и что в этом паломничестве у каждого есть задание, миссия, которую он должен исполнить. В свете этого задания человек обнаруживает чувство сострадания и ежедневную радость, и терпение в скорби.

Учить жить означает также осознавать, что такое христианские добродетели, практиковать их и помогать детям жить в соответствии с ними: это милосердная любовь, которая состоит в том, чтобы искренне всех любить, а особенно, самых нуждающихся, и ещё она всегда неотделима от настоящего чувства справедливости как желания дать каждому надлежащее ему; христианское смирение, оно крайне необходимо для того, чтобы христианская душа стала местом обитания Бога, кроме того, оно помогает сохранять личное спокойствие и согласие в обществе; целомудрие, или чистота сердца и тела, которую следует понимать не как подавление (чувств и желаний), но как направление своих сексуальных наклонностей к их истинной цели: великодушному дарованию себя любимому человеку, принимающему этот дар во всей его полноте. И наряду с ними надо помнить о человеческих добродетелях, которые так необходимы для формирования человека как личности и хорошего христианина: честности, искренности, благоразумии, уважении, кротости…

Родительская любовь должна помогать детям принимать самые важные решения не в их эгоистических интересах, материальных или поверхностных, но должна показать им то, что действительно необходимо делать, т.е., по сути, то, чего хочет от них Бог. Не следует их принуждать или действовать силой, чтобы они выбрали тот или иной путь; лучше принять во внимание личные качества и склонности ребёнка, чтобы поощрять то, что представляется для него наиболее полезным. Ни с чем не сравнимым даром от Бога для всей семьи всегда бывает призвание кого-нибудь из детей к посвящённой жизни.

Очень важно помнить, что, выполняя задачу евангелизации, родители иногда испытывают состояние, близкое к упадку духа или некоторую неловкость, при мысли о том, что им придётся наставлять детей в некоторых вещах, которые им самим трудно даются на практике. «Как я буду это объяснять, или советовать так или иначе себя вести, если я сам (а) недостаточно об этом знаю, а я во что бы то ни стало должен (должна) полностью соответствовать этому поведению?» Не следует поддаваться этому искушению. Если бы мы должны были прививать своим детям и требовать от них только того, в чём сами достигли совершенства, то очень немного смогли бы тогда им передать. Наша любовь пробуждает в нас желание передать им то, что мы считаем благом, что послужит к их благу, хотя нам самим реализовать это оказалось трудно. Например, может быть, кто-то из нас неаккуратен со своими вещами, но при этом у нас не пропадает желание, чтобы наш ребёнок приучился соблюдать порядок, и вряд ли мы откажемся помочь ему в этом. То же самое надо сказать относительно передачи христианского учения и веры своим детям. Естественно, само это желание должно перейти в искреннее намерение жить в соответствии с тем, что ты хочешь внушить своим детям. Сверх того, учти, что «слова убеждают, пример влечёт».

Очевидно, что главное — это свидетельство. Свидетельство тех, кого мы любим, с кем разделяем всю свою жизнь изо дня в день, имеет ни с чем не сравнимую силу убеждения в добре или зле. Во-первых, потому что для детей, особенно в раннем детстве, их родители – это образ мира, ближайший образец для подражания, пример поведения. Во-вторых, потому что речь идёт о постоянном свидетельстве, накладывающем отпечаток на каждый момент жизни ребёнка. И, наконец, потому что это свидетельство проникнуто чувством любви, которое делает его особенно глубоко врезавшимся в сознание или память ребёнка, так как оно предполагает непосредственное восприятие. Иногда может казаться, что свидетельство жизнью менее эффективно, чем хороший совет или наказание. Желаемый результат применения этих средств может быть получен незамедлительно и быть очевидным, в то время, как плоды воспитания примером без слов не всегда бывают заметными достаточно скоро.

Подтверждается ли современными науками, что христианский образ жизни является благом для общества?

Результаты большей части современных научных исследований подтверждают значение и незаменимость семейного ядра, понимаемого как сообщество, в котором живут в согласии и взаимопомощи. Приведём хотя бы один пример: клиническая психология, применяемая на практике как семейная терапия, многих привела к убеждению, что семья играет изначальную и незаменимую роль для здоровой психологической зрелости индивидов и, следовательно, оказывает огромное влияние на процесс гармонизации общества. Например, было доказано экспериментальным путём, что атмосфера радушия, любви, самоотверженности, которой дышит нормальная семья, является основным фактором для хорошего развития осознания межличностных связей индивидов. С первых мгновений появления на свет младенец явственно ощущает любовь и защиту матери, живо воспринимает улыбку отца, чувствует нежные прикосновения братьев и сестёр, которых он очень скоро начинает отождествлять с существами, составляющими часть его окружающей среды. И он с первых минут жизни реагирует на их присутствие и ощущает, что они тоже реагируют на его движения и плач, незамедлительно устанавливая род диалога без слов между ним и любящими его людьми. Есть уже многочисленные и очень хорошо документированные результаты исследований травм и дефектов у человека,

причина которых – отсутствие этого окружения любовью, покровительством и защитой, и эти травмы и дефекты нередко дают о себе знать только в подростковом возрасте и в молодости. Это привело к заключению, что семейная жизнь играет решающую и незаменимую роль в гуманизации и социализации личности.

С другой стороны, религиозная психология показывает нам, что наш образ, созданный Богом как любящим Отцом, развивается намного легче, если мы повседневно испытываем на себе материнскую и отцовскую любовь. Если в жизни ребёнка постоянно присутствует близкий ему и любящий отец, он может проникнуться чувством Христа, обращавшегося к Отцу: «Благодарю Тебя, Отче…», или учившего нас: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). Неизменная нежность и сила материнской любви – ещё один урок о природе Божественной Любви, который преподаёт нам Священное Писание: «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). Ребёнку, испытывающему любовь своих родителей, легко понять этого бесконечно доброго Отца, Которого Христос хотел нам показать в Своей проповеди. Как прекрасно и как обязывает знание того, что материнская и отцовская любовь, которую вы переносите на своих детей – это настоящая школа отношений с Богом! Какая это привилегия быть для своих детей отражением Самого Бога Творца и иметь возможность помогать им словом и примером поднимать свой взор на Того, Кого можно любить благодаря любви, которую они получают от вас!

Как могут супруги обеспечить взаимную евангелизацию и евангелизацию своих детей?

Посредством постоянных усилий, направленных на сохранение единства и мира в семье. Семейную общину можно сохранить и довести отношения в ней до совершенства лишь в том случае, если в ней живёт дух самопожертвования. Действительно, для этого требуется быстрое и великодушное улаживание отношений всех и каждого, стремление понять друг друга, терпение, умение прощать и мириться. Никакая семья не станет отрицать, что эгоизм, разногласия, напряжённость отношений, конфликты являются теми разрушительными силами, которые иногда бывают губительными для семьи: отсюда многочисленные и многообразные формы разладов в семейной жизни. Однако, в то же самое время, каждая семья призвана Богом мира к радостному и возобновлённому «примирению», т. е., к воссозданию семьи, к восстановлению семейного единства. Особенно, благодаря участию в Таинстве примирения и в пиршестве единого Тела Христова, семья обретёт благодать и чувство ответственности, которые помогут ей преодолеть любые разногласия и достигнуть полноты истины об общине, которую хочет видеть Бог, в соответствии с горячим желанием Господа: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21).

Рейтинг@Mail.ru